Современные концепции информатизации
Что такое информатизация.
Информатизация предприятия - это комплекс мер по оптимизации технологии обработки
информационных потоков. Цель - обеспечение руководителя информацией, необходимой
и достаточной для быстрого принятия правильного решения. Не надо путать информатизацию
с автоматизацией производства, учета и т.д., с компьютеризацией и телефонизацией.
Это все средства - с одной стороны недостаточные, с другой стороны необязательные.
Можно выделить различные ступени понимания этого вопроса руководителями наших
предприятий:
К сожалению, последнее утверждение разделяет "подавляющее" меньшинство. Ниже рассмотрены различные аспекты информатизации: проблемный, технический, программный, методологический.
Проблемы управления.
Насколько четко предприятия видят свои проблемы и считают ли их причиной
плохое управление? Далеко не все и не всегда.
Собственно проблем управления всего три:
Но если принять во внимание количество управляющих воздействий, сопровождающих
движение одного заказа, то нужно все вероятности перемножить, а все задержки
сложить.
Все эти проблемы связаны с конкретными функциями предприятия и их острота не
одинакова.
Самая сложная проблема планирование. Возьмите любую функциональность предприятия
(сбыт, снабжение, производство, финансы) и ответьте на простые вопросы: "Что?",
"Сколько?", "Когда?". Сразу возникнет вопрос "Почему все не так?", на который
разные руководители тоже отвечают по-разному:
Мало кто скажет: "Я неправильно все запланировал".
Технический аспект.
Это самый простой, понятный и дешевый уровень информатизации, сам по себе
ничего не решающий. Техника конечно вещь дорогая, но ее всегда можно потрогать
руками. Многие на этом уровне остановились, но некоторые еще не дошли и до этого.
Здесь обеспечивается только оперативность, поэтому этот уровень необходим. Кроме
того, доступ в единую локальную или глобальную сеть является предпосылкой для
единого хранилища информации. Хотя остается много проблем с безопасностью хранения
и передачи данных и с юридическим признанием электронных документов.
Программный аспект.
Этот уровень понятен, но не прост и не дешев. Он позволяет в идеале построить
статическую систему обработки информации "как есть", даже при недостаточном
техническом уровне. Все признают его необходимость, но не хотят платить за "бумажки",
тем более, что ограничения - формальные.
Сейчас используется три типа программных систем.
Методологический аспект.
Методология - это набор принципов организации деятельности, т.е. бизнеса в широком
понимании.
Все наши предприятия получили в наследство от командной экономики один принцип
организации производственного процесса - производство "на склад" (на складе
есть все). С точки зрения информатизации - это "черный ящик", где достаточно
учитывать, что пришло, и что ушло. Добавьте сюда расчет зарплаты - вот вам и
бухгалтерский комплекс. В рыночном мире такая методология была в ходу до 60-х
годов и носила название IC (Inventory Control).
Прорыв к рынку подарил нам новый принцип - производство "на заказ", который
в зависимости от глубины влияния на производственный процесс (точка начала выполнения
заказа) включает три способа организации производства:
Появилась конкуренция, а с ней и все вопросы Понадобилось снижение себестоимости,
т.е. всех затрат, а их никто толком и считать не умел. Сейчас мы побеждаем эти
проблемы за счет интуиции директора, но она - не всесильна. Вот тут мы и приходим
к необходимости иной методологии, которая позволила бы оптимально загружать
производственные мощности, и при этом закупать именно столько материалов и сырья,
сколько необходимо для выполнения текущего плана заказов и именно столько, сколько
возможно обработать за соответствующий цикл производства. То есть вся логистическая
цепочка должна представлять единый организм, а для снижения издержек склады
должны быть всегда пустыми! Новая методология пришла на смену IC и называется
MRP (Material Requirement Planning) - т.е. "Планирование потребности в материалах".
Собственно методология MRP является реализацией двух известных принципов JIT
(Just In Time - Вовремя заказать) и KanBan (Вовремя произвести). Ошибкой будет
считать, что IC - это плохо, а MRP - панацея от всех бед. С одной стороны, производство
"на склад" - это долгосрочные контракты, а с другой стороны, "планирование потребности"
не гарантирует поставок, нужен нормативный запас. Кроме того, большую составляющую
себестоимости занимают затраты, напрямую не связанные с процессом и объемом
производства. Отныне нужно не "что-то производить и стараться потом продать",
а "стараться производить, то, что продается". Таким образом, маркетинг и планирование
продаж должны быть непосредственно связаны с планированием производства.
Исходя из этого, в 80-х годах зародилась новая концепция корпоративного планирования
- MRPII (Manufacturing Resource Planning) - "Планирование производственных ресурсов".
MRPII - стандарт, система должна состоять из следующих функциональных модулей:
Понятно, что MRP является составной частью MRPII, и реализуется в ее рамках. Нам повезло, - развитые страны изобрели и внедрили методологию, потом создали инструмент для ее поддержки, а мы с помощью готового инструмента должны внедрить методологию. Процесс этот кое-где уже начался. Однако, методология MRPII не учитывает связей между предприятиями, а это сейчас становится все актуальнее. Холдинги, ассоциации, промышленные группы - это тоже единые организмы с общими задачами и, главное, планами. Для управления такими структурами в 90-х годах начала формироваться методология ERP (Enterprise Resource Planning) - "Планирование ресурсов предприятия". Она еще не оформилась в стандарт, а на подходе уже другие методологии - DEM, CSRP и др.