Наш взгляд на вопросы развития интегрированных систем управления (ИСУ) предприятиями.

    Не вызывает сомнений, что любое предприятие - это сложная взаимосвязь статических и динамических процессов между его структурными звеньями (внутренними и внешними). Образно говоря, оно представляет собой многоконтурную, многофункциональную и многосвязную систему управления производительным механизмом с "кинематическими" потоками разнообразных координат: организационных и информационных, материальных и технологических, финансовых и транспортных, кадровых и социальных, и т.д.
     В условиях постоянно усиливающейся конкуренции все более актуальной становится задача оптимизации характеристик вышеперечисленных процессов отдельно и в совокупности.
     Ее решению активно способствует динамичное развитие современных компьютерных и сетевых технологий.
     Такое понимание полностью укладывается в концепцию бизнеса и нашей компании.
     Существенной составной частью новейших ИСУ, их программной основой являются интегрированные информационные системы (ИИС).
     В силу известных исторических условий развитие компьютеризированных (а точнее "ЭВМ-изированных") информационных систем управления предприятиями в России и на Западе шло разными путями.
     В "доперестроечном" хозяйстве нашей страны потребность в экономии и оптимизации потоков материальных средств была практически неактуальна. В отсутствие физического "собственника" дефицитная экономика не стимулировала руководителей предприятий к применению в организационно-управленческой работе вычислительной техники. Плановая система социализма жестко регламентировала почти все материальные, финансовые и людские ресурсы, распределение которых осуществлялось строго "сверху".
     Иначе - у "капиталистов". Для западного "хозяина" задача рационального управления собственностью стояла всегда. И вычислительная машина стала ему в этом помощником.
     Видимо в силу указанного, "генеалогия" ЭВМ-изации административной работы в еще Советском Союзе проистекала, в значительной части, от бухгалтерских и кадровых служб (именно в них вычислительная техника могла доказать свою реальную "полезность"), в то время как "за рубежом" она, скорее всего, шла от топ-менеджеров предприятий.
     Выпуклой иллюстрацией таких посылок является сравнение этапов развития (в частности, уже в период массового внедрения компьютеров) отечественных и западных программно-информационных систем.
     Обратите внимание. Российский образец эволюции - продукты компании "1С" (в порядке выхода на рынок): Бухгалтерия, Зарплата, Кадры, Склад, Торговля, Предприятие и т.д. Подобным же образом, т.е. от бухгалтерии, развивались и другие отечественные программные продукты ("Галактика", БЭСТ, "Парус", "Инфин", "ИнфоБухгалтер" и др.). Зарубежные же ИИС исходно строились на основе "ресурсосберегающих" концепций (перевод дословный): IC (Inventory Control - Управление Запасами), MRP (Material Requirement Planning - Планирование Материальных Потребностей), MRP II (Manufacturing Resource Planning - Планирование Производственных Ресурсов), ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование Ресурсов Предприятия).
     Другим ярким, весьма досадным для России, примером изложенных размышлений является то, что большое число наших директоров приходили к устранению своей компьютерной безграмотности в числе сотрудников-аутсайдеров. В отличие от своих иностранных коллег.
    Тем не менее, развивающаяся отечественная экономика неуклонно требует применения все более эффективных подходов к управлению предприятиями.
    Если же ставить перед ней честолюбивую цель - догнать зарубежных конкурентов, - то она должна не просто взять все передовое, что накоплено иностранными компаниями, но и научиться применять таковые достижения эффективней, чем они.
     Не умаляя достоинств российских информационно-программных разработок, главное из которых - учет специфичности законодательства, наша компания исходит из предположения, что "западные" продукты такого рода, в настоящее время, более "продвинуты". Они изначально шли и идут от экономии и планирования материальных (денежных в том числе) средств. А бухгалтерские задачи занимают в этом случае сопутствующее не основное положение. К сожалению, отечественные ИИС в решении проблем эффективности управления пока отстают. Сказывается объективный выигрыш во времени создания "иностранных" систем. Например, затраты на разработку одной из них, входящей в число лидеров - BAAN, - составляют свыше 1000 человеколет (оплаченных, между прочим, долларами).
     Если в России рынок продуктов типа ERP только-только начинает развиваться, то на Западе он уже близок к насыщению. Однако там просматриваются ряд тенденций к дальнейшему развитию ИСУ, которые необходимо иметь в виду при разработке стратегии развития наших предприятий. Идет активное применение электронных технологий (e-технологий), появились новые термины DEM (Dynamic Enterprise Modeling - Динамическое Моделирование Предприятия) и IRP (Intelligent Resource Planning - Планирование Интеллектуальных Ресурсов), вполне логичным представляется движение в направлении интеграции информационных систем с автоматизированными системами управления технологическими процессами и т.д.
    Значительность учета этих обстоятельств тем более повышается в связи с неизбежной интеграцией российской экономики в мировую.
   

Именно через осознание изложенных здесь рассуждений ЗАО "Астра СТ" вышло в середине 90-х годов на рынок внедрения интегрированных информационных систем.

Челябинск, июль 2000 г.
Игорь Туманов, Генеральный директор ЗАО "Астра СТ"
Виктор Мартынов, канд. техн.наук


Вас интересуют современные концепции информатизации предприятий?
Почему BAAN?
Будем сотрудничать?