Современные концепции информатизации


    Что такое информатизация.

    Информатизация предприятия - это комплекс мер по оптимизации технологии обработки информационных потоков. Цель - обеспечение руководителя информацией, необходимой и достаточной для быстрого принятия правильного решения. Не надо путать информатизацию с автоматизацией производства, учета и т.д., с компьютеризацией и телефонизацией. Это все средства - с одной стороны недостаточные, с другой стороны необязательные.
    Можно выделить различные ступени понимания этого вопроса руководителями наших предприятий:

  • информатизация - это компьютеризация бухгалтерии (ОГК и т.д.)
  • информатизация - это "оптика" везде и мощные сервера
  • информатизация - это единая база данных (ИСУ), как у соседа
  • информатизация - это средство улучшения бизнеса.
    К сожалению, последнее утверждение разделяет "подавляющее" меньшинство. Ниже рассмотрены различные аспекты информатизации: проблемный, технический, программный, методологический.

    Проблемы управления.

     Насколько четко предприятия видят свои проблемы и считают ли их причиной плохое управление? Далеко не все и не всегда.
Собственно проблем управления всего три:

  1. принять верное решение (какова вероятность?), определить само действие, время, ресурсы, исполнителей и т.д., т.е. составить план. Что мешает принять правильное решение? Неоперативность, недостоверность информации.
  2. довести его до исполнителя (какова задержка?). Что мешает? Исполнители не имеют быстрого доступа к информации.
  3. проконтролировать исполнение (какова задержка?). Что мешает контролировать? Непрозрачность бизнес-процессов.

    Но если принять во внимание количество управляющих воздействий, сопровождающих движение одного заказа, то нужно все вероятности перемножить, а все задержки сложить.
    Все эти проблемы связаны с конкретными функциями предприятия и их острота не одинакова.
    Самая сложная проблема планирование. Возьмите любую функциональность предприятия (сбыт, снабжение, производство, финансы) и ответьте на простые вопросы: "Что?", "Сколько?", "Когда?". Сразу возникнет вопрос "Почему все не так?", на который разные руководители тоже отвечают по-разному:

  • виноваты снабженцы (поставщики) - поставляют не то, да еще с задержкой
  • виноваты сбытовики - продают меньше, чем производится
  • виноваты производственники - раздувают незавершенку ...

    Мало кто скажет: "Я неправильно все запланировал".

     Технический аспект.

    Это самый простой, понятный и дешевый уровень информатизации, сам по себе ничего не решающий. Техника конечно вещь дорогая, но ее всегда можно потрогать руками. Многие на этом уровне остановились, но некоторые еще не дошли и до этого. Здесь обеспечивается только оперативность, поэтому этот уровень необходим. Кроме того, доступ в единую локальную или глобальную сеть является предпосылкой для единого хранилища информации. Хотя остается много проблем с безопасностью хранения и передачи данных и с юридическим признанием электронных документов.


     Программный аспект.

    Этот уровень понятен, но не прост и не дешев. Он позволяет в идеале построить статическую систему обработки информации "как есть", даже при недостаточном техническом уровне. Все признают его необходимость, но не хотят платить за "бумажки", тем более, что ограничения - формальные.
    Сейчас используется три типа программных систем.

  • Собственные разработки. Это наследство от больших ВЦ на предприятиях. Достоинства - 100% ориентир на предприятие, дешевизна. Недостатки - зависимость от разработчика, большой срок внедрения, бесперспективность, ненадежность, количество рабочих мест - до 10. Этот путь устраивает только малые предприятия.
  • Стандартные решения типа 1С. Достоинства - гарантия производителя, доступная цена, быстрое внедрение, совместимость с др. системами. Недостатки - плохо ориентированы на предприятие, неполнота решений, бесперспективность, нестабильность систем на 20-30 рабочих мест. Этот путь устраивает временно, как кусочный вариант.
  • Внедрение готовых ИСУ. Достоинства - гарантия производителя и внедренца, совместимость с др. системами, полнота решений. Недостатки - дороговизна, недоверие или отсутствие внедряющих фирм, дорогое и долгое внедрение.

   Методологический аспект.

    Методология - это набор принципов организации деятельности, т.е. бизнеса в широком понимании.
    Все наши предприятия получили в наследство от командной экономики один принцип организации производственного процесса - производство "на склад" (на складе есть все). С точки зрения информатизации - это "черный ящик", где достаточно учитывать, что пришло, и что ушло. Добавьте сюда расчет зарплаты - вот вам и бухгалтерский комплекс. В рыночном мире такая методология была в ходу до 60-х годов и носила название IC (Inventory Control).
    Прорыв к рынку подарил нам новый принцип - производство "на заказ", который в зависимости от глубины влияния на производственный процесс (точка начала выполнения заказа) включает три способа организации производства:

  • сборка на заказ
  • изготовление на заказ
  • конструирование на заказ.

    Появилась конкуренция, а с ней и все вопросы Понадобилось снижение себестоимости, т.е. всех затрат, а их никто толком и считать не умел. Сейчас мы побеждаем эти проблемы за счет интуиции директора, но она - не всесильна. Вот тут мы и приходим к необходимости иной методологии, которая позволила бы оптимально загружать производственные мощности, и при этом закупать именно столько материалов и сырья, сколько необходимо для выполнения текущего плана заказов и именно столько, сколько возможно обработать за соответствующий цикл производства. То есть вся логистическая цепочка должна представлять единый организм, а для снижения издержек склады должны быть всегда пустыми! Новая методология пришла на смену IC и называется MRP (Material Requirement Planning) - т.е. "Планирование потребности в материалах". Собственно методология MRP является реализацией двух известных принципов JIT (Just In Time - Вовремя заказать) и KanBan (Вовремя произвести). Ошибкой будет считать, что IC - это плохо, а MRP - панацея от всех бед. С одной стороны, производство "на склад" - это долгосрочные контракты, а с другой стороны, "планирование потребности" не гарантирует поставок, нужен нормативный запас. Кроме того, большую составляющую себестоимости занимают затраты, напрямую не связанные с процессом и объемом производства. Отныне нужно не "что-то производить и стараться потом продать", а "стараться производить, то, что продается". Таким образом, маркетинг и планирование продаж должны быть непосредственно связаны с планированием производства.
    Исходя из этого, в 80-х годах зародилась новая концепция корпоративного планирования - MRPII (Manufacturing Resource Planning) - "Планирование производственных ресурсов".
    MRPII - стандарт, система должна состоять из следующих функциональных модулей:

  1. Планирование продаж и производства (Sales and Operation Planning).
  2. Управление спросом (Demand Management).
  3. Составление плана производства (Master Production Scheduling).
  4. Планирование материальных потребностей (Material Requirement Planning).
  5. Спецификации продуктов (Bill of Materials).
  6. Управление складом (Inventory Transaction Subsystem).
  7. Плановые поставки (Scheduled Receipts Subsystem).
  8. Управление на уровне производственного цеха (Shop Flow Control).
  9. Планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning).
  10. Контроль входа/выхода (Input/output control).
  11. Материально техническое снабжение (Purchasing).
  12. Планирование ресурсов распределения (Distribution Resourse Planning).
  13. Планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control).
  14. Управление финансами (Financial Planning).
  15. Моделирование (Simulation).
  16. Оценка результатов деятельности (Performance Measurement).

    Понятно, что MRP является составной частью MRPII, и реализуется в ее рамках. Нам повезло, - развитые страны изобрели и внедрили методологию, потом создали инструмент для ее поддержки, а мы с помощью готового инструмента должны внедрить методологию. Процесс этот кое-где уже начался. Однако, методология MRPII не учитывает связей между предприятиями, а это сейчас становится все актуальнее. Холдинги, ассоциации, промышленные группы - это тоже единые организмы с общими задачами и, главное, планами. Для управления такими структурами в 90-х годах начала формироваться методология ERP (Enterprise Resource Planning) - "Планирование ресурсов предприятия". Она еще не оформилась в стандарт, а на подходе уже другие методологии - DEM, CSRP и др.

 

(с) astra-st group 2002 г.