|
Современные концепции информатизации
Что такое информатизация.
Информатизация предприятия - это комплекс мер
по оптимизации технологии обработки информационных потоков. Цель - обеспечение
руководителя информацией, необходимой и достаточной для быстрого принятия
правильного решения. Не надо путать информатизацию с автоматизацией
производства, учета и т.д., с компьютеризацией и телефонизацией. Это
все средства - с одной стороны недостаточные, с другой стороны необязательные.
Можно выделить различные ступени понимания этого
вопроса руководителями наших предприятий:
- информатизация - это компьютеризация бухгалтерии (ОГК и т.д.)
- информатизация - это "оптика" везде и мощные сервера
- информатизация - это единая база данных (ИСУ), как у соседа
- информатизация - это средство улучшения бизнеса.
К сожалению, последнее утверждение разделяет "подавляющее"
меньшинство. Ниже рассмотрены различные аспекты информатизации: проблемный,
технический, программный, методологический.
Проблемы управления.
Насколько четко предприятия видят свои проблемы
и считают ли их причиной плохое управление? Далеко не все и не всегда.
Собственно проблем управления всего три:
- принять верное решение (какова вероятность?), определить само действие,
время, ресурсы, исполнителей и т.д., т.е. составить план. Что мешает
принять правильное решение? Неоперативность, недостоверность информации.
- довести его до исполнителя (какова задержка?). Что мешает? Исполнители
не имеют быстрого доступа к информации.
- проконтролировать исполнение (какова задержка?). Что мешает контролировать?
Непрозрачность бизнес-процессов.
Но если принять во внимание количество управляющих
воздействий, сопровождающих движение одного заказа, то нужно все вероятности
перемножить, а все задержки сложить.
Все эти проблемы связаны с конкретными функциями
предприятия и их острота не одинакова.
Самая сложная проблема планирование. Возьмите
любую функциональность предприятия (сбыт, снабжение, производство, финансы)
и ответьте на простые вопросы: "Что?", "Сколько?", "Когда?". Сразу возникнет
вопрос "Почему все не так?", на который разные руководители тоже отвечают
по-разному:
- виноваты снабженцы (поставщики) - поставляют не то, да еще с задержкой
- виноваты сбытовики - продают меньше, чем производится
- виноваты производственники - раздувают незавершенку ...
Мало кто скажет: "Я неправильно все запланировал".
Технический аспект.
Это самый простой, понятный и дешевый уровень
информатизации, сам по себе ничего не решающий. Техника конечно вещь дорогая,
но ее всегда можно потрогать руками. Многие на этом уровне остановились,
но некоторые еще не дошли и до этого. Здесь обеспечивается только оперативность,
поэтому этот уровень необходим. Кроме того, доступ в единую локальную
или глобальную сеть является предпосылкой для единого хранилища информации.
Хотя остается много проблем с безопасностью хранения и передачи данных
и с юридическим признанием электронных документов.
Программный аспект.
Этот уровень понятен, но не прост и не дешев.
Он позволяет в идеале построить статическую систему обработки информации
"как есть", даже при недостаточном техническом уровне. Все признают его
необходимость, но не хотят платить за "бумажки", тем более, что ограничения
- формальные.
Сейчас используется три типа программных систем.
- Собственные разработки. Это наследство от больших ВЦ на предприятиях.
Достоинства - 100% ориентир на предприятие, дешевизна. Недостатки -
зависимость от разработчика, большой срок внедрения, бесперспективность,
ненадежность, количество рабочих мест - до 10. Этот путь устраивает
только малые предприятия.
- Стандартные решения типа 1С. Достоинства - гарантия производителя,
доступная цена, быстрое внедрение, совместимость с др. системами. Недостатки
- плохо ориентированы на предприятие, неполнота решений, бесперспективность,
нестабильность систем на 20-30 рабочих мест. Этот путь устраивает временно,
как кусочный вариант.
- Внедрение готовых ИСУ. Достоинства - гарантия производителя и внедренца,
совместимость с др. системами, полнота решений. Недостатки - дороговизна,
недоверие или отсутствие внедряющих фирм, дорогое и долгое внедрение.
Методологический аспект.
Методология - это набор принципов организации
деятельности, т.е. бизнеса в широком понимании.
Все наши предприятия получили в наследство от
командной экономики один принцип организации производственного процесса
- производство "на склад" (на складе есть все). С точки зрения информатизации
- это "черный ящик", где достаточно учитывать, что пришло, и что ушло.
Добавьте сюда расчет зарплаты - вот вам и бухгалтерский комплекс. В рыночном
мире такая методология была в ходу до 60-х годов и носила название IC
(Inventory Control).
Прорыв к рынку подарил нам новый принцип - производство
"на заказ", который в зависимости от глубины влияния на производственный
процесс (точка начала выполнения заказа) включает три способа организации
производства:
- сборка на заказ
- изготовление на заказ
- конструирование на заказ.
Появилась конкуренция, а с ней и все вопросы
Понадобилось снижение себестоимости, т.е. всех затрат, а их никто толком
и считать не умел. Сейчас мы побеждаем эти проблемы за счет интуиции директора,
но она - не всесильна. Вот тут мы и приходим к необходимости иной методологии,
которая позволила бы оптимально загружать производственные мощности, и
при этом закупать именно столько материалов и сырья, сколько необходимо
для выполнения текущего плана заказов и именно столько, сколько возможно
обработать за соответствующий цикл производства. То есть вся логистическая
цепочка должна представлять единый организм, а для снижения издержек склады
должны быть всегда пустыми! Новая методология пришла на смену IC и называется
MRP (Material Requirement Planning) - т.е. "Планирование потребности в
материалах". Собственно методология MRP является реализацией двух известных
принципов JIT (Just In Time - Вовремя заказать) и KanBan (Вовремя произвести).
Ошибкой будет считать, что IC - это плохо, а MRP - панацея от всех бед.
С одной стороны, производство "на склад" - это долгосрочные контракты,
а с другой стороны, "планирование потребности" не гарантирует поставок,
нужен нормативный запас. Кроме того, большую составляющую себестоимости
занимают затраты, напрямую не связанные с процессом и объемом производства.
Отныне нужно не "что-то производить и стараться потом продать", а "стараться
производить, то, что продается". Таким образом, маркетинг и планирование
продаж должны быть непосредственно связаны с планированием производства.
Исходя из этого, в 80-х годах зародилась новая
концепция корпоративного планирования - MRPII (Manufacturing Resource
Planning) - "Планирование производственных ресурсов".
MRPII - стандарт, система должна состоять из следующих
функциональных модулей:
- Планирование продаж и производства (Sales and Operation Planning).
- Управление спросом (Demand Management).
- Составление плана производства (Master Production Scheduling).
- Планирование материальных потребностей (Material Requirement Planning).
- Спецификации продуктов (Bill of Materials).
- Управление складом (Inventory Transaction Subsystem).
- Плановые поставки (Scheduled Receipts Subsystem).
- Управление на уровне производственного цеха (Shop Flow Control).
- Планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning).
- Контроль входа/выхода (Input/output control).
- Материально техническое снабжение (Purchasing).
- Планирование ресурсов распределения (Distribution Resourse Planning).
- Планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning
and Control).
- Управление финансами (Financial Planning).
- Моделирование (Simulation).
- Оценка результатов деятельности (Performance Measurement).
Понятно, что MRP является составной частью MRPII,
и реализуется в ее рамках. Нам повезло, - развитые страны изобрели и внедрили
методологию, потом создали инструмент для ее поддержки, а мы с помощью
готового инструмента должны внедрить методологию. Процесс этот кое-где
уже начался. Однако, методология MRPII не учитывает связей между предприятиями,
а это сейчас становится все актуальнее. Холдинги, ассоциации, промышленные
группы - это тоже единые организмы с общими задачами и, главное, планами.
Для управления такими структурами в 90-х годах начала формироваться методология
ERP (Enterprise Resource Planning) - "Планирование ресурсов предприятия".
Она еще не оформилась в стандарт, а на подходе уже другие методологии
- DEM, CSRP и др.
|