Наш взгляд на вопросы развития интегрированных систем
управления (ИСУ) предприятиями
Не вызывает сомнений, что любое предприятие
- это сложная взаимосвязь статических и динамических процессов между его
структурными звеньями (внутренними и внешними). Образно говоря, оно представляет
собой многоконтурную, многофункциональную и многосвязную систему управления
производительным механизмом с "кинематическими" потоками разнообразных
координат: организационных и информационных, материальных и технологических,
финансовых и транспортных, кадровых и социальных, и т.д.
В условиях постоянно усиливающейся конкуренции
все более актуальной становится задача оптимизации характеристик вышеперечисленных
процессов отдельно и в совокупности.
Ее решению активно способствует динамичное развитие
современных компьютерных и сетевых технологий.
Такое понимание полностью укладывается в концепцию
бизнеса и нашей компании.
Существенной составной частью новейших ИСУ, их
программной основой являются интегрированные информационные системы (ИИС).
В силу известных исторических условий развитие
компьютеризированных (а точнее "ЭВМ-изированных") информационных систем
управления предприятиями в России и на Западе шло разными путями.
В "доперестроечном" хозяйстве нашей страны потребность
в экономии и оптимизации потоков материальных средств была практически
неактуальна. В отсутствие физического "собственника" дефицитная экономика
не стимулировала руководителей предприятий к применению в организационно-управленческой
работе вычислительной техники. Плановая система социализма жестко регламентировала
почти все материальные, финансовые и людские ресурсы, распределение которых
осуществлялось строго "сверху".
Иначе - у "капиталистов". Для западного "хозяина"
задача рационального управления собственностью стояла всегда. И вычислительная
машина стала ему в этом помощником.
Видимо в силу указанного, "генеалогия" ЭВМ-изации
административной работы в еще Советском Союзе проистекала, в значительной
части, от бухгалтерских и кадровых служб (именно в них вычислительная
техника могла доказать свою реальную "полезность"), в то время как "за
рубежом" она, скорее всего, шла от топ-менеджеров предприятий.
Выпуклой иллюстрацией таких посылок является
сравнение этапов развития (в частности, уже в период массового внедрения
компьютеров) отечественных и западных программно-информационных систем.
Обратите внимание. Российский образец эволюции
- продукты компании "1С" (в порядке выхода на рынок): Бухгалтерия, Зарплата,
Кадры, Склад, Торговля, Предприятие и т.д. Подобным же образом, т.е. от
бухгалтерии, развивались и другие отечественные программные продукты ("Галактика",
БЭСТ, "Парус", "Инфин", "ИнфоБухгалтер" и др.). Зарубежные же ИИС исходно
строились на основе "ресурсосберегающих" концепций (перевод дословный):
IC (Inventory Control - Управление Запасами), MRP (Material Requirement
Planning - Планирование Материальных Потребностей), MRP II (Manufacturing
Resource Planning - Планирование Производственных Ресурсов), ERP (Enterprise
Resource Planning - Планирование Ресурсов Предприятия).
Другим ярким, весьма досадным для России, примером
изложенных размышлений является то, что большое число наших директоров
приходили к устранению своей компьютерной безграмотности в числе сотрудников-аутсайдеров.
В отличие от своих иностранных коллег.
Тем не менее, развивающаяся отечественная экономика
неуклонно требует применения все более эффективных подходов к управлению
предприятиями.
Если же ставить перед ней честолюбивую цель - догнать
зарубежных конкурентов, - то она должна не просто взять все передовое,
что накоплено иностранными компаниями, но и научиться применять таковые
достижения эффективней, чем они.
Не умаляя достоинств российских информационно-программных
разработок, главное из которых - учет специфичности законодательства,
наша компания исходит из предположения, что "западные" продукты такого
рода, в настоящее время, более "продвинуты". Они изначально шли и идут
от экономии и планирования материальных (денежных в том числе) средств.
А бухгалтерские задачи занимают в этом случае сопутствующее не основное
положение. К сожалению, отечественные ИИС в решении проблем эффективности
управления пока отстают. Сказывается объективный выигрыш во времени создания
"иностранных" систем. Например, затраты на разработку одной из них, входящей
в число лидеров - BAAN, - составляют свыше 1000 человеколет (оплаченных,
между прочим, долларами).
Если в России рынок продуктов типа ERP только-только
начинает развиваться, то на Западе он уже близок к насыщению. Однако там
просматриваются ряд тенденций к дальнейшему развитию ИСУ, которые необходимо
иметь в виду при разработке стратегии развития наших предприятий. Идет
активное применение электронных технологий (e-технологий), появились новые
термины DEM (Dynamic Enterprise Modeling - Динамическое Моделирование
Предприятия) и IRP (Intelligent Resource Planning - Планирование Интеллектуальных
Ресурсов), вполне логичным представляется движение в направлении интеграции
информационных систем с автоматизированными системами управления технологическими
процессами и т.д.
Значительность учета этих обстоятельств тем более повышается
в связи с неизбежной интеграцией российской экономики в мировую.
Именно через осознание изложенных здесь рассуждений
ЗАО "Астра СТ" вышло в середине 90-х годов на рынок внедрения интегрированных
информационных систем.
Челябинск, июль 2000 г.
Игорь Туманов, генеральный директор ЗАО "Астра СТ"
Виктор Мартынов, канд. техн.наук.
|