Наш взгляд на вопросы развития интегрированных систем управления (ИСУ) предприятиями



     Не вызывает сомнений, что любое предприятие - это сложная взаимосвязь статических и динамических процессов между его структурными звеньями (внутренними и внешними). Образно говоря, оно представляет собой многоконтурную, многофункциональную и многосвязную систему управления производительным механизмом с "кинематическими" потоками разнообразных координат: организационных и информационных, материальных и технологических, финансовых и транспортных, кадровых и социальных, и т.д.


     В условиях постоянно усиливающейся конкуренции все более актуальной становится задача оптимизации характеристик вышеперечисленных процессов отдельно и в совокупности.


     Ее решению активно способствует динамичное развитие современных компьютерных и сетевых технологий.


     Такое понимание полностью укладывается в концепцию бизнеса и нашей компании.


     Существенной составной частью новейших ИСУ, их программной основой являются интегрированные информационные системы (ИИС).


     В силу известных исторических условий развитие компьютеризированных (а точнее "ЭВМ-изированных") информационных систем управления предприятиями в России и на Западе шло разными путями.

 

    В "доперестроечном" хозяйстве нашей страны потребность в экономии и оптимизации потоков материальных средств была практически неактуальна. В отсутствие физического "собственника" дефицитная экономика не стимулировала руководителей предприятий к применению в организационно-управленческой работе вычислительной техники. Плановая система социализма жестко регламентировала почти все материальные, финансовые и людские ресурсы, распределение которых осуществлялось строго "сверху".


     Иначе - у "капиталистов". Для западного "хозяина" задача рационального управления собственностью стояла всегда. И вычислительная машина стала ему в этом помощником.


     Видимо в силу указанного, "генеалогия" ЭВМ-изации административной работы в еще Советском Союзе проистекала, в значительной части, от бухгалтерских и кадровых служб (именно в них вычислительная техника могла доказать свою реальную "полезность"), в то время как "за рубежом" она, скорее всего, шла от топ-менеджеров предприятий.


     Выпуклой иллюстрацией таких посылок является сравнение этапов развития (в частности, уже в период массового внедрения компьютеров) отечественных и западных программно-информационных систем.


     Обратите внимание. Российский образец эволюции - продукты компании "1С" (в порядке выхода на рынок): Бухгалтерия, Зарплата, Кадры, Склад, Торговля, Предприятие и т.д. Подобным же образом, т.е. от бухгалтерии, развивались и другие отечественные программные продукты ("Галактика", БЭСТ, "Парус", "Инфин", "ИнфоБухгалтер" и др.). Зарубежные же ИИС исходно строились на основе "ресурсосберегающих" концепций (перевод дословный): IC (Inventory Control - Управление Запасами), MRP (Material Requirement Planning - Планирование Материальных Потребностей), MRP II (Manufacturing Resource Planning - Планирование Производственных Ресурсов), ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование Ресурсов Предприятия).

 

    Другим ярким, весьма досадным для России, примером изложенных размышлений является то, что большое число наших директоров приходили к устранению своей компьютерной безграмотности в числе сотрудников-аутсайдеров. В отличие от своих иностранных коллег.


    Тем не менее, развивающаяся отечественная экономика неуклонно требует применения все более эффективных подходов к управлению предприятиями.


    Если же ставить перед ней честолюбивую цель - догнать зарубежных конкурентов, - то она должна не просто взять все передовое, что накоплено иностранными компаниями, но и научиться применять таковые достижения эффективней, чем они.


     Не умаляя достоинств российских информационно-программных разработок, главное из которых - учет специфичности законодательства, наша компания исходит из предположения, что "западные" продукты такого рода, в настоящее время, более "продвинуты". Они изначально шли и идут от экономии и планирования материальных (денежных в том числе) средств. А бухгалтерские задачи занимают в этом случае сопутствующее не основное положение. К сожалению, отечественные ИИС в решении проблем эффективности управления пока отстают. Сказывается объективный выигрыш во времени создания "иностранных" систем. Например, затраты на разработку одной из них, входящей в число лидеров - BAAN, - составляют свыше 1000 человеколет (оплаченных, между прочим, долларами).

 

   Если в России рынок продуктов типа ERP только-только начинает развиваться, то на Западе он уже близок к насыщению. Однако там просматриваются ряд тенденций к дальнейшему развитию ИСУ, которые необходимо иметь в виду при разработке стратегии развития наших предприятий. Идет активное применение электронных технологий (e-технологий), появились новые термины DEM (Dynamic Enterprise Modeling - Динамическое Моделирование Предприятия) и IRP (Intelligent Resource Planning - Планирование Интеллектуальных Ресурсов), вполне логичным представляется движение в направлении интеграции информационных систем с автоматизированными системами управления технологическими процессами и т.д.


    Значительность учета этих обстоятельств тем более повышается в связи с неизбежной интеграцией российской экономики в мировую.

   

    Именно через осознание изложенных здесь рассуждений ЗАО "Астра СТ" вышло в середине 90-х годов на рынок внедрения интегрированных информационных систем.


Челябинск, июль 2000 г.   
Игорь Туманов, генеральный директор ЗАО "Астра СТ"   
Виктор Мартынов, канд. техн.наук.   

(с) astra-st group 2002 г.